Межокружное объединение ЮАО Южное архитектурное общество союза архитекторов России

Партнеры ЮАО

Reynaers

Новый свет

ЯрКамень

Наш адрес:

г. Ростов-на-Дону,

ул. Б. Садовая, 68

тел. +7 (863) 2-999-067

Скачать Архитектурная сценография городской среды.


Архитектурная сценография городской среды – как проектная стратегия реконструкции исторического центра города и фактор укрепления его туристического имиджа

Николай Анатольевич Моргун

Лариса Мартыновна Резницкая

Анатолий Вениаминович Скопинцев

Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета

Россия, 344007, г.Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 39

Nicholas Anatolievich Morgun
Larissa Martynovna Reznitskaya
Anatoly Veniaminovich Skopintsev
The Academy of Architecture and Arts of Southern Federal University
Russia, 344007, Rostov-on-Don, Budennovsky 39

Аннотация.

Благодаря серии причин – процессам глобализации в градостроительной политике, неполноценной и непоследовательной реконструкции происходят «разрывы» и алогизмы в строении ткани исторического контекста, разрушаются его социально-культурные связи, что приводит к снижению привлекательности общественных пространств, утрате туристического имиджа города. В статье предлагается расширение арсенала методик средового дизайна на основе внедрения методов “сценографии“ и сценарного моделирования городской среды в зонах реконструкции. Стратегии данного метода направлены на ликвидацию конфликтных состояний контекста и “программирование““суммарного“ образа среды в рамках выбранного туристического пешеходного маршрута. На основе выявления “маркеров“, “мизансцен“ и “тематических зон“ предлагается проектная стратегия сценарного моделирования в реконструкции городского контекста. Апробация новых средств и методов дизайна городской среды выполнена в рамках реконструкции исторической пешеходной зоны г. Азова, включенного в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Ключевые слова:

- сценарное моделирование;

- туристический имидж;

- сценография городской среды

- пешеходный маршрут

- тематические зоны и мизансцены

1. Введение. Проблемы реконструкции среды исторических центров.

Новые концепции и парадигмы городского пространства рассматривают его не только как материальную оболочку для проживания и функциональных процессов, но и как своеобразный “товар“, рекламно привлекающий туристов и гостей города метафоричностью “говорящей“ архитектуры, самобытностью исторического контекста, оригинальной образностью и “узнаваемостью“ городских ансамблей...

В то же время, как показывают наблюдения последних лет, исторические центры крупных и средних городов из-за ряда взаимосвязанных факторов во многом утрачивают уникальность, целостность своей архитектурной среды, “дух“ пространства и места [1]. В результате хаотичной реконструкции и потери культурного наследия происходит нивелирование самобытного образа города, складывающегося как туристический имидж в глазах гостей и коренных жителей. С целью защиты исторических памятников и ансамблей по всему миру от различных угроз были разработаны и приняты новые принципы проектирования и реконструкции городского контекста международными организациями, такими как ЮНЕСКО и ИКОМОС [2].

В ходе реконструкции исторической среды неизбежно возникают проблемы стилистического взаимодействия “старого“ и “нового“ в городском контексте [3]. По словам  Н. Тайлера , существуют три способа “вхождения“ новых объектов в исторический контекст: “соответствия“, “совместимости“ и контрастного противопоставления “нового““старому“ [4]. Новыми стратегиями в достижении визуальной гармонии старого и нового явились методы: “буквальной репликации“, изобретения “в стиле“, “абстрактные ссылки“, и “преднамеренные оппозиции“ [5]. При этом большой проблемой является образное видение среды, сохранение целостности пространства и его “визуального поля“ [6]. В процессе встраивания и пломбировании исторического центра новостройками возможно сохранение контекста, используя методы “пробела“ и избирательного “заполнения“ фасадного фронта [7, 8], в том числе на основе поиска и внедрения новых функций и визуальных форм, органично сосуществующих с контекстом [9].

Общим подходом в данных взглядах на реконструкцию явилось рассмотрение городской исторической ткани как некой неподвижной субстанции, формируемой в рамках отдельных фрагментов среды и познаваемой в “синхроническом“ (единовременном) аспекте восприятия, т.е. в статике. В то же время современная городская среда исторических центров как объект туристического “потребления“ характеризуется пространственным усложнением составляющих ее архитектурных ансамблей, линейными связями объектов, “многокартинностью“ и разнообразием условий зрительного контакта, необходимостью учета “четвертого измерения“ - факторов движения и времени. Введение фактора времени и описание “суммарного образа“ города посредством когнитивных карт через систему запоминающихся культурных образцов городской среды – “локусов“[10] и “паттернов“ (шаблонов) [11, 12] позволяет перейти к “диахроническому“ (разновременному) аспекту восприятия среды городского центра, что существенно обогащает арсенал средств реконструкции.

В таком понимании организация городского интерьера, как огромного аттракциона под открытым небом и реально функционирующего городского пространства становится все более сложной и полифункциональной, возникает необходимость своеобразного “программирования““суммарного“ образа среды и “частных“ зрительных впечатлений в рамках туристического пешеходного маршрута, быстрой и комфортной ориентации горожанина и туриста в этом сложном функционально-пространственном интерьере. В связис этим становится актуальной тенденция “сценарной организации“ городского пространства. Стратегия сценарного моделирования разработана и применяется в проектировании интерьеров общественных, торговых и офисных полифункциональных комплексов [13, 14]. Для открытой городской среды только формируются приемлемые методические средства сценарного моделирования [15]. Возможной перспективой применения сценарного подхода к формированию самобытного образа городской пешеходной среды является его воздействие на имиджевую составляющую исторического городского контекста – как объекта туризма.

2. Туристический имидж города: исторический образ или аттракцион?

Складывающийся cегодня социально-экономический контекст меняет традиционное представление об образных качествах среды и предопределяет внедрение имиджевой составляющей в архитектуру и ее образы [16]. Под имиджем в данном случае понимается образ, имеющий рекламную и потребительскую нацеленность. Имиджевая сторона моделирования туристической пешеходной среды ориентирована на создание трех основных качеств: 1 – самобытной геометрической и содержательной масштабностиисторического контекста; 2 - четкой эмоциональной, ассоциативно-образной ориентации его открытых и интерьерных пространств [15]; 3 - наличие оригинального визуально-информационного полягородского интерьера, которое по отношению к его архитектурной составляющей может существовать в трех вариантах: как “органичное“, “конфликтное“ и “консервативное“.

В ходе реконструкции и модернизации городского центра, внедрения новостроек в исторический контекст возможно превалирование одной из составляющих туристического имиджа в рекламных и потребительских целях, что зачастую деформирует целостный исторический образ и формирует т.н. “образ-аттракцион“, в котором оригинальность и эмоциональный смысл предметно-пространственного ансамбля существует в отрыве от исторического и функционального назначения места. Нивелированию данных конфликтов способствует метод “сценографии“ городского пространства.

3. Сценарный подход в дизайне архитектурной среды.

Сценография – вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В архитектурно-дизайнерском аспекте “переживание“ времени и пространства происходит по мере передвижения зрителя по туристическому маршруту, в котором городское окружение служит гигантской театрализованной декорацией, провоцирующей к созданию среды общения и социальных контактов. В основе сценарного подхода к проектированию архитектурной среды лежит системный [17], согласно которому реализация глобального сценария единого пешеходного пространства представляет собой систему уравнений со многими неизвестными, не имеющую окончательного решения, поскольку зависит от многих факторов. Однако, каждое из уравнений системы (тематический отрезок туристического маршрута), взятое в отдельности, может быть решено.

Развивая сценарный подход (на основе системного), применительно к открытым городским пространствам, введено понятие “мизансцены“,- ограни­ченного во времени самостоятельного фрагмента средового процесса, имеющего четкие пространственные рамки, свое предметное наполнение и специальное оборудование [15]. Путь к организации различных средовых сценариев через совокупность мизансцен дает идея “пространственно-временных каркасов“, описывающих различные культурные, изобразительные “слои“ городского пространства. Возможны следующие виды сценариев, построенных на использовании средств и приемов, характерных для каждого слоя: световой, колористический, декоративно-пластический, информационный; а также комбинированные сценарии: праздничный, функциональный, коммуникационный и др. Опираясь на данные знания, возможен переход к модельному представлению процесса сценографии.

4.“Сценографическая модель“ линейной пешеходной среды.

В модельном виде сценарий городской среды – это вербально-графическая форма представления логики “проживания“ проектируемого пространства. Структура городского “сценического“ пространства может быть описана “сценографической моделью“ и представлена на четырех содержательных уровнях: “маркеры“ – “мизансцены“ – “тематические зоны“ – “интегральный сценарий“ (Таблица 1).

Таблица 1.

“Сценографическая“ модель линейной пешеходной среды.

Номер уровня

Структурный уровень сценарного моделирования

Пространственно-временной “слой“ в освоении городской среды

 

I

 

“маркер“

“протослед“ значимого исторического прошлого; ценностный ориентир в городском пространстве

 

II

 

“мизансцена“

минимальный предметно-пространственный комплекс, организуемый вокруг “маркера“

 

III

 

“тематическая зона“

линейная совокупность “мизансцен“ (с учетом сетки кварталов), объединенных одной композиционной темой

 

IV

 

“интегральный сценарий“

совокупность “тематических зон“, связанных единой архитектурной и дизайнерской концепцией и формирующих “пешеходный маршрут“

“Маркер“ - опорная точка пространства городского центра – как своеобразный “протослед“ исторического прошлого, фиксирующий артефакты, значимые события, объекты-достопримечательности. “Мизансцена“ – представляет собой минимальный интерьерный комплекс, формируемый вокруг “маркера“, который включает три составляющие: пространство (место действия); процессы и технологии (формы активности) и предметное наполнение (Рис.1).

Ценностная “маркировка“ среды по признакам пространственной организации фрагментов исторической городской ткани позволяет выделить следующие возможные “архетипы“ мизансцен центральных исторических улиц: “открытое пятно“, “односторонний барьер“, “двухсторонний барьер“, “открытый угол“, “карман“, “курдонер“, “арка-колодец“ и др. (Таблица 2). Третий уровень сценарного моделирования – “тематическая зона“ - совокупность мизансцен, объединенных одной композиционной темой (Рис. 2). “Интегральный сценарий“ пешеходной среды представляет собой синтез “тематических зон“- пред­метно-пространственных композиций, “нанизанных“ на единую пешеходную ось, и “переживаемых“ зрителями в “диахроническом“ аспекте восприятия.

Рис. 1. Модель “мизансцены“ - минимального интерьерного комплекса, формирующего сценографию городской среды.

Рис. 2. Модель “тематической зоны“ туристического маршрута , как составной части пешеходного сценария.

Таблица 2.

Архетипы «мизансцен» исторической улицы

«открытое пятно»

«односторонний барьер

«двусторонний барьер»

«открытый угол»

«карман»

«курдонер»

Архетипы «мизансцен» отражают возможную ценностную «маркировку» среды по признакам пространственной организации фрагментов исторической городской ткани центральных улиц.

«арка – колодец»

5. Проектная стратегия сценарного моделирования пешеходной среды в зонах реконструкции.

Творческий процесс сценарного моделирования реконструируемой пешеходной среды может включать три этапа: 1 – “аналитический“, 2 – “концептуальный“, и 3 - этап “детальной проработки“ сценографической модели пространства (Таблица 3).

Первый этап “аналитический“ подразумевает предпроектную разработку: 1 - схемы культурно-исторического анализа контекста с выявлением круга ценностных ориентиров места; 2 – схемы анализа социальных групп и форм активности населения; 3 – схемы инвентаризации существующего опорного фонда исторических кварталов; 4 схемы классификации формообразующих и социально-активных “маркеров“ среды. Второй этап сценарного моделирования – “концептуальный“- предполагает формирование комплексного “сценария“ пешеходного освоения среды, включая: реконструкцию системы осевых построений туристического маршрута; выявление архетипов его моделей восприятия и “мизансцен“; разработку технологической и информационно-знаковой структуры пространства; формирование концепции “тематических зон“ - как закономерной последовательности “мизансцен“. Третий этап “детализации и корректировки“ проектного решения завершает построение “интегральной“ сценографической схемы туристического маршрута.

Критерии качества сценария включает: оценку связности мизансцен в границах тематических зон. Принципами организации сценарного ряда выступают: “непрерывность“; “вкладываемость“ визуальных моделей (мизансцен); “безконфликтность“; “безбарьерность“ пешеходной среды.

6. Модернизация исторической городской среды на основе метода сценарного моделирования.

Предложенная проектная стратегия апробирована на примере сценографической реконструкции пешеходной среды Петровского бульвара в древнем историческом городе Юга России Азове.

Таблица 3.

Структура проектного процесса “сценарного моделирования“ фрагмента реконструируемой городской среды

Номер проектного этапа

Наименование проектного этапа

Содержание проектного этапа

Результат “сценарного моделирования“

 

 

I

 

этап

“аналитический“

а - культурно-исторический анализ контекста с выявлением круга ценностных ориентиров места

ценностная «маркировка» пространства; выявление возможных “мизансцен“ пешеходной среды

б - анализ социальных групп “потребителей“ пространства и форм социальной активности

в - инвентаризация существующего опорного фонда исторических кварталов

г - классификации формообразующих и социально-активных “маркеров“ среды

 

II

 

этап

“концептуаль

ный“

а - реконструкция системы осевых построений туристического маршрута

формирование концепции

комплексного “сценария“ пешеходного освоения среды,

б - выявление ведущих моделей восприятия и архетипов “мизансцен“

в - разработка технологической и функциональной структуры пространства

г - разработка информационно-знаковой структуры пространства

д - концептуальная организация “тематических зон“ - как закономерной последовательности “мизансцен“.

 

III

 

этап

“детальной проработки сценария“

а - уточнение и корректировка линейной пространственной композиции   пешеходной зоны, “развертывание“ тематических зон и мизансцен: а) последовательно; б) параллельно

“интегральная“ сценографическая   схема туристического маршрута.

 

 

б - детализация “смысловых» “ акцентов каждой мизансцены, включая: мизансцены “порталов“, “узлов“,                               “аккумуляторов“, “визуальных коридоров“ пешеходной среды

в - уточнение оснащения специальным оборудованием каждой мизансцены и тематической зоны в соответствии с технологическим процессом либо намеченным поведенческим сценарием и программируемой эмоциональной атмосферой пешеходной среды

г – оценка качества сценарного ряда по критериям: “непрерывности“, “вкладываемости“, “бесконфликтности“, “безбарьерности“ и “адаптивности“ мизансцен пешеходного маршрута

Научно-творческий проект выполнен в рамках: муниципальной программы мероприятий по подготовке к празднованию 950-летия г. Азова, а также областной целевой программы “Развитие туризма в Ростовской области“.

Проект сценографической реконструкции среды Петровского бульвара в г. Азове выполнялся как учебно-экспериментальный коллективом студентов и преподавателей Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета на основе бригадно-группового метода проектирования. Предпроектные исследования выявили следующие “пространственно-временные каркасы“, отражающие многоаспектность и потенциал места реконструкции: композиционный, пространственный, историко-культурный, социальный, декоративно-пластический, деятельностный, что дало возможность определить границы и масштаб возможных преобразований.

Доминирующую роль играл “историко-культурный каркас“ городского центра, способствуя развитию туризма исторического, научного, художественного и рекреационного. В структуре историко-культурного пласта были выявлены “маркеры“, отражающие характерные для города памятные события, уникальные экспонаты и “места-локусы“, включая такие артефакты, как: многовековая история города Азова; великий Шелковый путь; походы Петра 1, рождение Российского флота, Петрокрепость; казачество; пребывание Тура Хейердала в Азове и его планы; Уникальное собрание Азовского музея – заповедника; историческая среда города-крепости (археологические раскопки, валы). Проектная стратегия “сценографии“ реконструируемой среды Петровского бульвара включила три этапа: 1 - выявление опорных точек-маркеров для формирования будущих микро-сценариев - “мизансцен“ бульвара; 2 - определение области “тематических зон и подзон“ в линейной структуре улицы; 3 - реструктуризация композиционной основы бульвара и построение его нового “визуального каркаса“ и пространственного сценария.

Интегральная сценарная схема освоения линейной структуры Петровского бульвара включила следующие “тематические зоны“:

Рис. 3. Сценарный подход к архитектурно-дизайнерской реконструкции среды Петровского бульвара в городе Азове.

“Петровскую зону“, “Молодежную“, “Казачью зону“, “Пушкинскую –Европейскую зону“; также были выделены буферные “пространства-связки“, пространства “входа“ и “кульминации“ туристического маршрута. Таким образом, создание новой “сценографии“ пешеходной среды бульвара на основе визуализации ее историко-культурного пласта послужило идее общей гуманизации среды г. Азова, раскрытию ее образных характеристик (Рис.3).

7. Заключение.

Результатомапробации стратегии “сценарного моделирования“ в выполненном экспериментальном проекте явилась выработка оригинальной и продуктивной архитектурно-дизайнерской концепции качественного обновления и реконструкции пешеходной среды Петровского бульвара – как элемента туристического имиджа города Азова, создающего предпосылки для его устойчивого развития.

Научная ценность проведенного исследования заключается в том, что предложенная стратегия “сценарного подхода“ в средовом дизайне существенно расширяет арсенал архитектурно-дизайнерских средств модернизации и реконструкции среды исторических центров городов; этапы проектного моделирования в рамках заявленного проекта могут быть положены в основу совершенствования методики как профессионального, так и учебного архитектурно-дизайнерского проектирования. Практическую ценность исследования определяет проектная концепция, которая может лечь в основу материалов проектной документации по реконструкции архитектурной среды Петровского бульвара в г. Азове в рамках подготовки администрации города к празднованию его 950-летия.

8. Выводы.

1. Исследование стратегий в области внедрения дизайн-процессов в сферу реконструкции среды исторических центров городов позволило выделить два направления по характерным методам взаимодействия “старого“ и “нового“: восприятие в “синхроническом“ (единовременном) аспекте и в “диахроническом“ (разновременном) аспекте, учитывающем фактор времени и движения, а также полифункциональность, и изменчивость среды. Последнее направление формирует тенденцию перехода к “сценарному“ методу организации пространства, актуальному для формирования туристического имиджа города.

2. Установлено, что формируемый в ходе реконструкции туристический имидж города, как особый культурный феномен, складывается в сознании горожан и туристов в форме трех качественных характеристик: уникальный исторический масштаб, эмоциональность и ассоциативность среды; информационно-коммуникативное поле среды. Суммарное воздействие данных качеств обеспечивает полноценный “исторический образ“ среды, превалирование одного из качеств и отрыв от функционального предназначения места формирует т.н. “образ-аттракцион“. Оба процесса могут быть включены в единый сценарий реконструкции и формировать уникальный и самобытный образ города.

3. “Сценарный подход“, сформированный в сфере театрального искусства и апробированный в сфере дизайна и проектирования интерьеров многофункциональных комплексов, переходит в область теоретического осмысления и освоения для проектирования и реконструкции открытой городской среды. Исследованиями в русле “сценарного подхода“ к проектированию объектов средового дизайна установлено, что“сценарий“ представляет собой последовательность “мизансцен“- ограни­ченных во времени самостоятельных фрагментов средового процесса, имеющих четкие пространственные рамки, свое предметное наполнение и специальное оборудование. С учетом выявления различных пространственно-временных “срезов“ как интерьерной так и городской среды возможны разнообразные виды сценариев: колористический, световой, пластический, информационный.

4. Методология “сценарного подхода“ позволила сформировать “сценографическую модель“ пешеходной зоны исторического городского центра, которая представляет собой вербально-графическую форму описания логики последовательного, линейного восприятия и “потребления“ среды, что обеспечивает становления ее туристического имиджа. Модель включает 4 уровня освоения пространства: “маркер“ - как протослед исторического прошлого, катализатор социальной активности; “мизансцена“ - минимальный интерьерный комплекс, складывающийся вокруг “маркера“ как ценностного ориентира; “тематическая зона“ - укрупненный интерьерный комплекс, складывающийся из последовательности мизансцен, объединенных одной композиционной темой; интегральный “сценарий“ - развернутый во времени и пространстве туристический пешеходный маршрут – как логическая последовательность “тематических зон“, объединенных одной концепцией.

5. Предлагаемая проектная стратегия сценарного моделирования в ходе реконструкции среды исторического центра города включает три этапа: 1 – “аналитический“ - связан с графоаналитическим исследованием потенциальных возможностей контекста и выявлением“маркеров“ среды; 2 – “концептуальный“ - обеспечивает формирование нового “визуального каркаса“ пешеходной среды, проектирование и распределение в пространстве мизансцен и тематических зон; 3 – этап “детальной проработки“ - направлен на формирование интегральной сценографической схемы пешеходного туристического маршрута, оптимизацию связей элементов заполнения среды с учетом новых сценариев жизнедеятельности и требований безбарьерной среды.

  1. Предложенная проектная стратегия была реализована и апробирована на примере сценографической реконструкции пешеходной среды Петровского бульвара в древнем историческом городе Юга России Азове. Методика сценарного моделирования позволила сформировать новый композиционный каркас улицы, выявив артефакты уникальной истории города, способствуя укреплению его туристического имиджа и устойчивому развитию зон и пространств общественных коммуникаций.

Литература.

Статьяизжурнала(печатный)

  1. Rai, Ruprama, 2008. Threats to the spirit of the place: urban Space and Squares, Historic City Core, Kathmandu. In: 16 th ICOMOS General Assembly and International Symposium: ‘Findingthe spirit ofplace—between the tangible and the intangible’, 29 sept – 4 oct 2008, Quebec, Canada
  2. Ahmad, Y., 2006. The scope and definitions of heritage: from tangible to intangible. International Journal of Heritage Studies 12 (03), 292–300.

Книга

  1. Davies, M., 2003. Design in the Historic Environment. Building Conservation.
  2. Tyler, N., 2006. Historic Preservation: An Introduction to Its History, Principles, and Practice, 3rd edition W.W. Norton & Co..

Глава из книги

  1. Semes, W., 2009. The Future of the Past: A Conservation Ethic for Architecture, Urbanism, and Historic Preservation. W.W. Norton & Company, pp. 163–178.

Книга

  1. Arnheim R., 1974. Art and Visual Perception.

Статья из журнала (печатный)

  1. Sotoudeh, H., Wan Abdulah, Wan Mohd Zakri, 2012. Affected variables on successful infill design in urban historic context. Arts and Design Studies 3, 7–12.
  2. Sotoudeh, H., Wan Abdulah, Wan Mohd Zakri, 2013. Evaluation of fitness of design in urban historical context: From the perspectives of residents Frontiers of Architectural Research (2013) 2, 85–93
  3. Al-Izzi, A.Z., 1989. Contextualism: fitting new buildings to their surroundings. Ph.D. Thesis, University of Pennsylvania.

Книга

  1. Kevin Lynch, 1963. The Image of the City.
  2. Christopher Wolfgang Alexander, Ishikawa and Silverstein, 1977. A Pattern Language.
  3. Кристофер Александер: архитектура вне времени и идея шаблонов проектирования. Т. Быстрова. 2011.
  4. BranziA., 1994. Citizen Office – Ideen und Notizen zu einer neuen Browelt. – Vitra Design Museum. Steidl, Gttingen.
  5. Patrick Gries, 2008. Andrea Branzi. Thames & Hudson
  6. А.В.Ефимов, М.В.Лазарева, В.Т.Шимко. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специальное оборудование интерьера. Учебное пособие. – М.: «Архитектура-С», 2008. – 136 стр., илл.

Глава из книги

  1. Есаулов Г.В. Образ или имидж? О специфике изучения архитектуры новейшего времени. В кн: Эстетика архитектуры и дизайна: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (4-6 октября 2010г.)./ Сб. статей. - М.: Архитектура-С, 2010. - 267 с.

Книга

17. О’Коннор, Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем [Текст] / Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.