Межокружное объединение ЮАО Южное архитектурное общество союза архитекторов России

Партнеры ЮАО

Ceddral

Econex

ФРЕЙМКАД

Новый свет

ЯрКамень

Reynaers

Наш адрес:

г. Ростов-на-Дону,

ул. Б. Садовая, 68

тел. +7 (863) 2-999-067

Скачать Актуальные проблемы среды городских интеръеров.


Актуальные проблемы среды городских интеръеров.

автор арх. Резницкая Л.М.

Cреда это не только средний день недели, но и философское многоаспектное понятие. С первым имеет общее: предполагает погруженность в середину и окружение; возможность взгляда изнутри; оценку того, что было и прогноз того, что будет. Под архитектурной средой понимается предметно-пространственное окружение, обеспечивающее в широком понимании жизнедеятельность человеческому сообществу. Исторически, пожалуй, изначально возникло внутреннее интерьерное пространство, как защита от опасностей, например пещера. Мир снаружи был чужд человеку. По мере формирования второй, рукотворной природы, по мере развития   социальных, культурных, научных, технических, транспортных, информационно-обменных процессов, внешнее пространство становилось все более защищенным, контактным, удобным, многофункциональным, образным. Повсюду в нем человек заявлял о своем пребывании и по отношению к первой природной среде, вторая природа все более становилась интерьерной. В начале 20 века появился термин- «городской интерьер».

Если прежде основным фактором формирования архитектурной среды были объемно-пространственные формы зданий и сооружений и их комбинации, то сегодня все возрастающую роль начал играть дизайн архитектурной среды - искусство тоже пространственное, но более комплексное, системное. Целью дизайна архитектурной среды является проектирование средовых объектов как эмоциональной, образной, целостности: создание средовой атмосферы внутренней среды - интерьерных пространств, внешней среды - городских интерьеров, а так же средовых систем, объектов очень важных для всего города например транспортной инфраструктуры, системы визуальных коммуникаций и т.д.

Идеи предметно-пространственной организации средового объекта реализуются в трех уровнях: уровне процессов жизнедеятельности объекта; архитектурно-пространственном уровне; и дизайнерском, который включает технологическое обеспечение процесса, различное оборудование, предметное и декоративное наполнение среды, ландшафтные и природные элементы, системы визуальных коммуникаций, световой и цветовой сценарии и прочее. При этом окончательный образ среды, ее эмоциональный строй складывается в поиске совместного действия архитектурных и внеархитектурных слагаемых конкретной средовой ситуации. Ведущая роль в конкретном месте и времени может принадлежать любой из слагаемых среды. Так если в исторической части города ведущая составляющая средового ансамбля - архитектура, сами здания, исторические объекты, то в новостройках, с маловыразительной архитектурой, ведущая роль может принадлежать рекламе, городскому оборудованию или ландшафтным образованиям. Дизайн архитектурной среды ищет решение проблем средоустройства на стыке архитектуры, градостроительства и дизайна.

В чем состоит роль и смысл дизайнеркой деятельности в формировании архитектурной среды сегодняшнего дня?

Хотя как оформленное явление, дизайн стал определяться на этапе промышленных революций и массового товарного производства - он изначально принадлежал человеческому бытию. В широком понимании дизайн очерчивает границы, которые делают возможным содержание, он создает условия для возникновения прогнозируемого содержания, события. Дизайну свойственна практика места, привнесение обустроенности, размечивание посредством вещей. В художественном творчестве дизайн предполагает право на любые экстравагантные, непредсказуемые сочетания предметно-пространственных форм, он не знает ограничения в материалах , формах и явлениях, которым сопутствует: город, сад, свет, запах, политика, мода, компьютерные технологии… Поэтому его называют духовным ароматом эпохи. Дизайн, задавая звучанию вещей определенную интонацию, избавляет места от банальности, творит средовую атмосферу-образ среды. Его палитра в отличие от архитектуры содержит более разнообразную гамму эмоций, в том числе иронию, юмор. Средовой дизайн достраивает город до его жилого, живого состояния. Гуманитарная составляющая дизайна - это повышение качества жизни. Дизайн невозможен без развития и включения новых технологий адекватных современным представлениям о комфортной среде, без включения в свою практику новых изобретений. Дизайн так-же он так же не может существовать без соотнесения с культурным контекстом, региональными традициями без изучения нарождающихся новых тендений в различных социальных группах, без изучения так называемого «средовго сленга». Дизайн должен ориентироваться на «здесь» и «сейчас». При этом истинный дизайн не диктует идеалы, а занимает пограничное положение между искусством и техникой, ремеслом и искусством, пользой и красотой, утилитарным и сакральным, и т.д…

С одной стороны - реальность для современного человека источник опасности и он обустраивает свое место, продолжает себя в вещах и культурных формах. С другой стороны - человеку необходима и иррациональность, непредсказуемость, ему нужна опасность, загадочность, нужен хаос, проходя через который он ищет новые точки опоры. Среда должна быть разнообразна. Часто черты человечности, отраженные в образах среды, такие как уют, общение с природой, естественность, предсказуемость, пестрота, яркость, декор, региональные традиции ближе массовому сознанию, чем изысканность высокого искусства. Но человеку так же необходима и изысканность, которую несет историческая среда городов и поселений, среда концентрирующая и закрепляющая стили эпохи, следы времени и черты развития цивилизации, для того, чтобы человек ощущал свои корни, формировал ценностную шкалу. Современному человеку так же необходима и среда, несущая черты цивилизованности, среда содержащая черты будущего, для ощущения принадлежности к прогрессу, к завтрашнему дню, среда стимулирующая творчество, обновление. Человеку противопоказана среда однообразная, убогая, монотонная, безликая, бездушная, сугубо техногенная.   Итак средовая атмосфера города держится на трех основах: изысканности, свойственной, исторической части городов; зрелищности, которая постепенно с развитием систем визуальных коммуникаций и сценарных принципов проектирования, новых систем освещения, малых форм постепенно приходит в наш город и цивилизованности, качестве среды отвечающем моделям настоящего и будущего.                      

Существует ли проблема с развитием дизайна такой среды? -Да ,существует.

В современном мире дизайн оказался эффективным средством, оформляющим желание «выглядеть» и успешно формирует вид, часто не связанный с личностью и содержательностью, так называемый –«мифодизайн». За недолгий путь развития в нашей стране возник и набрал силу дизайн социального статуса, дизайн псевдоэлиты, дизайн, отделяющий ее от массы. Проблем с финансированием и развитием этого вида дизайна у нет. Спектр дизайна здесь необычайно широк: гламурные журналы, формирование имиджа, корпоративный стиль, особняки и многоэтажные жилые комплексы элиты в псевдо-историческом духе и т. д. Любое намерение в «элитной среде» уже требует дизайнерского оформления. Но истинный дизайн - это дизайн содержания, личности, и только будучи таким он способен сохранить искренность к миру и сопутствие ему. Дизайн должен оставаться на границе между ученым и медиумом, изучать проблемы, очерчивать их решения через конкретную новизну технологических форм и в тоже время искать истину в «духе места и времени».

Как это соотносится с нашей действительностью, «отягощенной злом» долгих лет тоталитарного существования, военной разрухи? Нам в наследство досталась разорванная средовая ткань городов и поселений, в которой утрачены уникальные фрагменты архитектурной среды и жизненные уклады народов,   появились огромные пространства массовой застройки, лишенные заботы о бытии человека. Была утеряна практика заботы о повседневной и в тоже время, индивидуальной жизни. Нужно понять, что какую среду мы формируем сегодня такими мы будем завтра. Роль дизайна архитектурной среды на сегодня неосознанна ни заказчиками, ни властями, ни обществом вцелом.

Изучая дореволюционные исторические материалы благоустройства городов Нахичевани- на –Дону и Ростова, мы обнаруживаем примеры разумной законотворческой деятельности думы и городских властей, регламентирующей источники финансирования, ответственность определенных структур за поддержание и формирование благоустройства, от высшего до рядового звена: градоначальник, городовые, частные владельцы и дворники. В те годы меценаты вносили весомый вклад в благоустройство родных городов. В 19 веке на всемирной выставке в Париже Ростов был отмечен за благоустройство улиц и прогрессивную систему их освещения.

Дизайн среды только набирает силы в городе Ростове-на-Дону. Появился опыт комплексного благоустройства, (пока это нельзя назвать дизайном), на уровне отдельной улицы - Пушкинской; существуют планы относительно ряда других улиц. К одному из юбилеев города главная улица, Большая Садовая, фрагментами, обрела новое цветовое решение фасадов, покрытие тротуаров и проезжей части, новую систему уличного освещения. Выдвинуты идеи о градоформирующих комплексах в городе. Утвержденный генплан Ростова стал прирастать правилами планировки и застройки. На отдельных участках города работают люди, поддерживающие среду, но все это капля в море. Очень медленно в сознание общества входит мысль, что успех любого начинания зависит от внимания человека к месту своего обитания.

Обозначим причины и выявим проблемы, влияющие на общее состояние городских интерьеров. Понимание этих проблем, разрешение их поможет изменить ситуацию к лучшему.

  • Отсутствие целевых действующих программ, городских и районных, формирования средовой целостности города и его структур: транспортной, общегородских сетей, жилой структуры, экологической, визуальных коммуникаций, рекламы, и т. д. разработанных на основе генерального плана города, планов развития его районов.
  • Отсутствие программ, законодательного направления, нацеленных на развитие комфортности городской среды, среды стимулирующей творчество, обновление и красоту.
  • Существует проблема подъема общего уровня вкуса заказчиков (частных владельцев собственности, инвесторов, городских властей).
  • Существует проблема законопослушания, исполнения заказчиками утвержденной проектной документации, проблема создания системы ответственности, за нарушения, которая прекратит повсеместную практику по принципу «что хочу, то и ворочу», в результате которой мы имеем визуальное разрушение памятников архитектуры, кичевые решения фасадов, высотные здания среди частной застройки и прочее…
  • На уровне среды дворовых территорий многоквартирного жилья отсутствуют дееспособные структуры самоуправления, и как следствие не осуществляется аккумулирование средств и формирование заказов снизу.
  • У нашего общества – не сформированы философские взгляды на гармоничную среду, как основу человеческой жизнедеятельости, порой отсутствует общая культура поведения в отношении к объектам городского благоустройства,   отсюда варварское отношение к ландшафтно-рекреационным территориям, водоемам, зеленым насаждениям, заполнению архитектурной среды.
  • В общественном мнении не утвердился принцип распределения и переработки бытовых и промышленных отходов. Ростовская «пром. элита» не озабочена развитием безотходных производственных технологий и восстановлением экологического равновесия.
  • У населения России, в силу исторических событий, в целом, утерян навык средоустроения и отсутствует развитый вкус. Стоит сравнить частную застройку и самодеятельное благоустройство территорий в России с аналогичными в Германии, Болгарии, в отдельных районах Украины.
  • Отсутствие у проектировщиков, занятых средовым дизайном   высокой профессиональной планки, а может быть и навыков средового проектирования –навыков так называемой «архитектуры внимания», нацеленности на комплексное видение и формирование фрагментов городской среды, а не частное выпячивание зданий островов.